МОУ "СОШ № 5"
г. Саратов
  • Медиация

    История медиации и особенности её использования
    Важным фактором урегулирования конфликта является участие третьей стороны, или служба медиации. В роли медиатора выступает, как правило, один человек, реже группа из двух, трёх и более профессионалов. В роли медиаторов могут выступать и государства.
    Медиация – специальный вид деятельности, заключающийся в оптимизации с участием третьей стороны процесса поиска конфликтующими сторонами решения проблемы, которое позволило бы прекратить конфликт. 
    Она существовала издавна в Китае, в странах Африки, где старейшины рода или племени выступали в качестве своеобразных профессиональных медиаторов, обеспечивая бесконфликтное решение проблемных ситуаций. Как общественно значимая деятельность медиация сформировалась в США в начале 1960-х годов. Выпускается ряд журналов, освещающих проблемы медиации, например, «Ежеквартальный журнал по медиации». В 1983 году основан Национальный институт разрешения диспутов, в задачи которого входит разработка новых методов медиации, а также программ обучения ведению переговоров. В стране действуют частная и государственная службы медиации. 
    Процесс использования медиации может быть организован при помощи системы интегративного принятия решения (ИПР).
    ИПР включает шесть этапов: 
    1.    Анализ и коррекция ситуации с целью создания благоприятного климата;
    2.    Анализ и коррекция представлений – с помощью специальных процедур выясняются причины конфликта и позиции участников;
    3.    Анализ и коррекция отношений – участники определяют свои чувства по отношению к конфликту и к друг другу;
    4.    Определение проблемы с позиции каждого участника;
    5.    Поиск оптимального решения конфликтной ситуации;
    6.    Принятие решения – оценка альтернативных решений и достижение общего согласия сторон относительно одного из них.

    Особенности применения медиации:
    1.    Необходим точный, объективный и конструктивный анализ конфликта с определением перспектив дальнейшего развития и взаимодействия;
    2.    Важно контролировать поведение оппонентов и корректировать их поступки с целью нормализации отношений.
    Тактики взаимодействия:
    1.    Тактика поочередного выслушивания на совместной встрече – применяется для уяснения ситуации и выслушивания предложений в период острого конфликта, когда разъединение сторон невозможно;
    2.    Сделка – медиатор стремится больше времени вести переговоры с участием обеих сторон, при этом основной упор делается на применение компромиссных решений;
    3.    Челночная дипломатия – медиатор разделяет конфликтующие стороны и постоянно курсирует между ними, согласуя разные аспекты соглашения, в результате обычно достигается компромисс;
    4.    Упор на одного из оппонентов – большую часть времени медиатор посвящает работе с одним из участников, в беседах с которым доказывает ошибочность его позиции, в конечном итоге этот участник идёт на уступки;
    5.    Директивное воздействие – предполагает акцентирование внимания на слабых моментах в позициях оппонентов, ошибочности их действий по отношению друг к другу. Цель – склонение сторон к примирению. 

    В начале работы медиатор прибегает к техникам рефлексивного вмешательства, которые помогают ему сориентироваться в проблеме, заинтересовать участников конфликта в процессе медиации, поднять свой авторитет в их глазах. Медиатор рассказывает о своих возможностях, о медиации, мотивирует участников на ведение переговоров. 
    Техника контекстуального вмешательства – нормализация отношений между сторонами и достижение решений стоящих перед ними проблем. При проявлении сторонами враждебности необходимо жёстко контролировать ситуацию, используя юмор, иронию или оказывая определённое психологическое давление на участников конфликта. 
    При обсуждении нескольких вопросов медиатор стремится упростить ситуацию, выделяя приоритетные цели, определяя перечень проблем, предлагая сторонам поторговаться из-за того, что кажется наиболее важным и т.д. 
    На завершающем этапе переговоров, когда посредник уже имеет четкое представление о том, как и что должно быть сделано, он может выступать в роли судьи, активно влияя на разрешения конфликта. Он использует техники независимого вмешательства, включающие показ участника плюсов и минусов соглашений, предложение своих вариантов решений конфликтных ситуаций, перевод намечающейся договорённости из сферы желаемого в область действительного.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie